Трудный возраст — наказание или вызов?

Добрый день, уважаемый читатель Блога Мудрости! После долгого перерыва мы снова с вами и возобновляем работу в прежнем режиме. С момента нашей с вами последней встречи прошло много времени, мы подготовили для вас новые интересные темы для обсуждения и сегодня начнем с очень неоднозначной темы.

Трудный ребенок. В этом словосочетании скрывается много трактовок, вызывающих у кого-то отчаяние, у кого-то злость на собственное бессилие. Но все-таки, кто виноват, что ребенок трудно поддается нормам воспитания?

трудный возраст

Сейчас можно долго дискутировать на эту тему, ища виноватых — это могут быть как родители, так и стремительно меняющаяся обстановка в мире, влияние социума, появление новых ценностей и вытеснение старых. Мы же склоняемся к выводу, что одну причину будет сложно выявить — как правило, одна причина накладывается на другую, тем самым подрывая уверенность ребенка и заостряя негативные качества личности.

Тем не менее, таких детей становится все больше и возникает закономерный вопрос: как обучать детей, которые «в штыки» воспринимают педагога? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо правильно различать степень и уклон подобного поведения. Как правило в социальной педагогике различают особенности трудных детей по нескольким критериям:

Критерий степени запущенности.

Существует несколько типов запущенности трудного поведения. Это могут быть невосприимчивые к педагогическому воздействию. В это категорию определяют тех, кто отличается пассивной жизненной позицией, тех, кто проявляет неадеватные реакции на происходящее, а также тех, кто обладает агрессивным, антиобщественным поведением. К критерию запущенности также относят такие определения, как социально-запущенные дети, правонарушители и дети с психическими отклонениями.

Критерий психических нарушений.

Очень часто асоциальное поведение объясняется соматическими и психическими патологиями. К этому критерию относятся дети с нарушениями в речевой сфере, с неадекватной эмоциональной реакцией, неправильным волевым развитием, а также сложностями в умственной развитии.

Критерий позиции и восприятия.

В эту категорию входят дети с психологическими проблемами: неприятием своего статуса в семье и коллективе, неудовлетворенностью, с психотравмами, или же гиперактивные.

трудный ребенок

Как работать с такими детьми?

Раскрывать подобных деток — очень долгий, трудоемкий процесс, требующий настойчивости, терпения и хорошего понимания психологии развития ребенка. Работа с трудными детьми подразумевает понимание специфики поведения ребенка в тот или иной период его взросления и становления как личности.

Младший возраст.

На данном этапе развития личности могут проявиться сложности, ставшие следствием неправильного детсадовского и семейного воспитания. У таких деток возникают проблемы в общении со сверстниками, в неспособности к командной работе и управлению своими эмоциями. От этих проблем появляются и обидчивость, неуверенность в себе, вздорность. Этот момент — знаковый, так как именно сейчас важно вовремя помочь ребенку а именно — с адаптацией, социализацией и становлении правил. Важно научить ребенка понимать, что хорошо, а что плохо, научить самостоятельно делать уроки, помогать настроиться на распорядок и режим взаимодействия с окружающими.

Средний возраст.

Психологические проблемы, отставание психического развития, недостаточный или же травмирующий опыт — вот из чего складывается трудный возраст на данном этапе. Возникает инстинкт подражания, система ценностей меняется, для подростка примером выступают его сверстники, очень часто авторитет старших в этот период, падает. В данный бунтарский период очень важно дать подростку осознание ответственности за свои слова и поступки, прививать устойчивость к негативному влиянию со стороны, формировать грамотную самооценку.

Старший возраст.

Один из самых сложных периодов — столкновение желания самостоятельности и недостаточным опытом, столкновение эмоциональной и логической сферы, ощущение скованности и неприятия общепризнанных норм. Самовоспитание и самообладание резко снижаются, уступая место прокрастинации, внутреннему бунту. В этот период очень важным будет сделать упор на самопознание, самоопределение, нахождение своего пути.

«Трудный возраст» — это всеобъемлющее понятие. Это не одно явление, это совокупность различных аспектов, сторон, разновидностей, с которыми педагогу необходимо справиться в работе со школьником. И несмотря на то, что у каждого ребенка свой «трудный возраст» есть общая рекомендация к педагогам и родителям, чтобы помочь ребенку — это быть внимательным, участливым, терпеливым и, самое главное, другом.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Яндекс.Метрика